среда, 26 ноября 2014 г.

"В городке, занесенном снегом по ручку двери"

Из всех существующих объяснений (даже на этимологию в чистом виде не тянет, легенда и есть) названия города - Сортавала - мне больше всего нравится та, в которой говорится о том, что  "сортавала" переводится как "власть чёрта" (финское sorta из русского "чёрт", valta — власть) - говорят, будто бы именно к этому берегу причалила изгнанная первыми иноками при освящении Валаама нечистая сила. До Валаамского и Коневецкого монастырей от туда и правда рукой подать. Хотя мы и не доехали: так как в наш приезд в начале января  лед только встал и еще не укрепился.

Город производит очень странное впечатление: когда-то богатый военный город прибывает в провинциальном запустении. Мирная тишь. То ли просто зима, то ли всегда так.

Ехали мы в Сортавалу на машине из Питера (вез местный товарищ): часов пять по извилистой ночной дороге. Сами не поехали, т.к. начитались рассказов про очень сложную и извилистую трассу от Питера. Ну, в принципе, недалеко от правды. По пути попадались деревянные финские избы, которые и в самом городе встречаются.

Вьезжали мы в город со стороны северной границы "старого города", где нас встретил заснеженный воинский мемориал.

Одной из основных достопримечательностей города является Церковь св.Иоанна Предтечи архитектора Юхана Вийсте. Внутрь попасть не удалось: к моему удивлению было закрыто.
 Церковь была построена в 1931 году и считалась домовой церковью архиепископа и слушателей духовной семинарии.

 Над воротами возвышается здание Управления православной церкви Финляндии (1931 г.)
Вообще, история православия здесь очень интересна: в свое время эта местность являлась центром Никольского Сердобольского погоста, главным атрибутом которого была церковь Николая Чудотворца на острове Риеккалансари (дважды мы ее проезжали, но оба раза в ночи и заснять не удалось). Сейчас эта церковь относится к подворью Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В 1913 году в Финляндской и Выборгской епархии было учреждено Сердобольское викариатство (викариатство Финляндской архиепископии Константинопольской православной церкви было учреждено постановлением Святейшего Синода с поручением викарию попечения о православных карелах в трех смежных епархиях: Финляндской, Архангельской и Олонецкой).

После обретения Финляндией независимости Сортавала стала столицей финского православия: именно здесь размещалось правление Финской православной церкви и духовная семинария, готовящая православных священников для всей Финляндии.

Более привычно выглядит другой православный храм Сортавалы - церковь во имя святителя Николая Чудотворца, построенная на средства коммерции советников петербургских купцов 1-й гильдии братьев Григория и Стефана Петровичей Елисеевых (владельцев и поныне знаменитых Елисеевские магазинов Москвы и Питера) в 1873 году:
Первоначально она была освящена во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Возводили церковь по проекту архитектора статского советника Николая Павловича Гребенко (1820-1880), строившего храмы в Петербурге и которому купцы Елисеевы доверили реконструкцию своего дома на Невском проспекте. Строили всего три года: после утверждения в 1869 году проекта храма, на следующий год освятили место, а затем из сердобольского гранита возвели прочный фундамент.

До 1940 года в Сортавале была большая кирха, но во время бомбардировок в 40-м году она была полностью разрушена. Старое кладбище сейчас в заброшенном состоянии.

Несмотря на мороз (с среднем, все две недели, что мы были под Сортавалой, температура была -18-20), по городу гуляли много. В первый же заезд неспешно дошли до сквера Вяйнямёйнена, где находится памятник рунопевцу Петри Шемейкка (1935 г.), установленный в честь 100-летия первого издания эпоса "Калевала". Вот занесенный снегом рунопевец:
 и вид сзади:

 а прямо за спиной у рунопевца находится бывшее здание Финского Банка, построеного в 1915 году по проекту архитектора Уно Вернера Уллберга для размещения в нем банка и квартир для проживания управляющего и прислуги.
Монументальное и мрачноватое здание: достаточно редкий для города, наиболее хорошо сохранившийся образец неоклассицизма начала ХХ века с элементами финского национального романтизма.

Есть в городе пожарное депо с каланчой (1888 г.), архитектор Ивар Аминов.

 А рядом с ним располагается "Дом Леандера" (1905 г.) на Карельской - бывшее здание Национального акционерного банка ((Kansallis-Osake Pankki) архитектора Готтлиба Элиела Сааринена:
Здание это было спроектировано для размещения на первом этаже помещений банка, и нескольких квартир, в том числе квартиры директора банка О.Леандера. Строительство было закончено в 1905 году.

Еще одно примечательное здание: так называемый "Дом со шприцем" (построен в 1920-е гг.)

Сейчас это жилой дом и городская библиотека. Ранее же это был дом лекаря, аптека и лечебница. В память об этом на крыше сохранен импровизированный медицинский шприц.
 
Город интересный, но удивительно заброшенный. Зима эту заброшенность как-то особенно подчеркивает.





Комментариев нет:

Отправить комментарий